Добавить в "Избранное"
Навигация
Поиск
Рассылка



Отписаться
Статистика

5 случайных новостей
Абитуриенту

Абитуриенту

Рассказ - эссе о специальности ПРИМ

Закарян М.Р.,
Заведующий отделением по специальности

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА В МЕНЕДЖМЕНТЕ
У меня бегут года,
Скоро мне семнадцать,
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?
…В менеджеры я б пошел,
Пусть меня научат…
…Менеджером – хорошо,
А информатиком лучше…
(На тему о профессиях по Маяковскому В.В.)

Профессиональная ориентация

Специальность «Прикладная информатика в менеджменте» принципиально отличается от всех других специальностей, по которым осуществляется сегодня подготовка специалистов профессионалов в высших учебных заведениях нашей страны, да и не только нашей. Причем она отличается и от специальностей прикладная информатика в других областях, например в психологии, экономики или географии.
Первое отличие – при подготовке специалиста по прикладной информатике формируется специалист дважды профессионал. Во-первых, профессионал в области, где требуется применение информационных систем, т.е. или психолог, или географ, или экономист и т.д. Во-вторых, профессионал по программному обеспечению вычислительной техники и автоматизированных систем с ориентацией на управленческую область деятельности.
Второе отличие – связано с предметом профессиональной деятельности. Только менеджмент, как управленческая деятельность, своим предметом имеет формирование и реализацию информационных процессов в организации и между организацией и средой, через что и формирует целенаправленную деятельность организации в среде других организаций. Другие же виды профессиональной деятельности, не относящиеся к управлению, своим предметом имеют в самом общем виде лишь осуществление информационных процессов, заданных управлением.
Из этого следует, что при подготовке специалиста информатика - менеджера по специальности «прикладная информатика» в менеджменте формируется не простая сумма профессиональных знаний, умений и навыков менеджера, с одной стороны, а с другой стороны, информатика в области менеджмента, но осуществляется их качественный синтез, позволяющий говорить о подготовке специалиста нового качественного уровня. Этот качественный синтез профессиональных знаний, умений и навыков может осуществиться либо в менеджере, либо в специалисте по программному обеспечению вычислительной технике и автоматизированных систем управления.
Подготовка по специальности прикладная информатика в менеджменте осуществляется факультетом управления, поэтому идеология подготовки по данной специальности направлена на формирование именно менеджера с новым качественным уровнем профессиональной подготовки, учитывающим современные процессы информатизации общества.
Однако, как это понятно, такой качественный синтез профессиональных знаний осуществляется индивидуально в каждом обучаемом, и в определенной степени определяется им лично. Поэтому тем, кто обучается по специальности «прикладная информатика в менеджменте» ни что и ни кто не помешает стать специалистом в области программного обеспечения вычислительной технике и вычислительных систем с новым качественным уровнем профессиональной подготовки, учитывающим новые современные методы системного управления и тенденции их перспективного совершенствования.
И все же, идеологическая направленность подготовки по специальности «прикладная информатика в менеджменте» – это формирование менеджера с новым качественным уровнем профессиональной подготовки, ориентированным на современные информационные технологии и информационные системы управления.
Уже сегодня, а в перспективе еще в большей степени, будут востребованы именно такие профессионалы как в области государственного и муниципального управления, так и в менеджменте бизнеса. И хотя идеология подготовки специалиста информатика - менеджера на факультете управления не направлена на формирование профессионала в области разработки и создания программного обеспечения информационных систем управления, тем не менее, можно с полной уверенностью утверждать, что выпускник нашего факультета, прошедшей подготовку по специальности «прикладная информатика» в менеджменте, будет чувствовать себя конкурентноспособным в том числе на рынке труда в области программного обеспечения для информационных систем управления деятельностью предприятий и организаций.

Характеристика профессиональной деятельности

Информатик - менеджер в своей профессиональной деятельности занимается управлением на различных уровнях и различными видами деятельности предприятия на основе создания, внедрения, анализа и сопровождения информационных систем управления профессионально-ориентированных в предметной области управляемого вида деятельности предприятия (например: информационная система управления производством, информационная система управления снабжением, информационная система управления экономикой).
Информатик - менеджер является профессионалом в области применения информационных систем управления в практическом (стратегическом, оперативном, тактическом) менеджменте предприятия; решает функциональные задачи менеджмента, а также управляет информационными, материальными и финансовыми потоками с помощью и посредством таких информационных систем.
Объектами профессиональной деятельности информатик - менеджер являются:
• информационные процессы, которые определяют характер, параметры и свойства управляемого вида деятельности предприятия, организации;
• фактические события осуществления управляемого вида деятельности, функциональные процессы их характеристики, параметры и свойства;
• действия по выработке управленческого решения и его реализации;
• разработка и реализация проектов на предприятии, в организации;
• информационные потоки и ресурсы организаций, с которыми связан управляемый вид деятельности (органы государственного и муниципального управления, финансовые и экономические учреждения, органы налогообложения, органы правопорядка и социальной защиты, образовательные учреждения, суды, органы юстиции, таможня, информационные центры, архивы, фонды и библиотеки, органы государственной статистики, органы управления на предприятиях различных организационно-правовых форм;
• новые направления деятельности, для управления которыми требуется внедрение компьютерного оборудования, локальных вычислительных сетей и (или) средств выхода в глобальные информационные сети для осуществления сбора, хранения, анализа, обработки и передачи информации, необходимой для обеспечения управления новой деятельностью;
профессионально-ориентированные информационные системы управления.
Основными видами профессиональной деятельности информатика - менеджера являются:
• организационно-управленческая деятельность (управление различными видами деятельности предприятия, организации на основе профессионально ориентированных информационных систем управления);
• проектно-технологическая деятельность (разработка, создание, внедрение и сопровождение профессионально ориентированных информационных систем управления);
• маркетинговая деятельность (исследование и формирование спроса и предложения на профессионально ориентированные информационные системы управления на рынке информационных товаров и услуг);
• экспериментально-исследовательская деятельность (поисковые исследования новых принципов и подходов в управлении на основе профессионально ориентированных информационных систем управления);
• консалтинговая деятельность (профессиональное консультирование по вопросам разработки, создания, внедрения, сопровождения, эксплуатации профессионально ориентированных информационных систем управления, а также по вопросам менеджмента с применением таких информационных систем);
• аналитическая деятельность (анализ эффективности менеджмента с использованием профессионально ориентированных информационных систем управления и разработка предложений по совершенствованию системы менеджмента);
• эксплуатационная деятельность (осуществление плановых и неплановых мероприятий, направленных на содержание комплекса аппаратных и программных средств профессионально ориентированных информационных систем управления в работоспособном состоянии, соответствующем требованиям системы менеджмента).

Специализации в подготовке по специальности

Обучение на факультете управления по специальности «прикладная информатика в менеджменте» вместе с фундаментальной теоретической и общей практической подготовкой специалистов предусматривает и их узкую профессиональную специализацию. На данный момент открыта специализация – прикладная информатика в бизнес - реинжиниринге.
Информатик - менеджер муниципального управления в своей подготовке специализируется на решения следующих профессиональных задач:
• внедрение информационных технологий и систем управления в системе муниципального управления и местного самоуправления;
• развитие возможностей и адаптация профессионально-ориентированных информационных систем управления на всех стадиях их жизненного цикла к особенностям и специфике муниципального управления и местного самоуправления;
• оптимизация информационных процессов в муниципальных образованиях и образованиях местного самоуправления, разработка и внедрение эффективных сетевых информационных систем в образованиях местного самоуправления и в муниципальных образованиях (поселковые, городские, районные и региональные сетевые информационные системы муниципального управления и местного самоуправления);
• решение задач унификации профессионально-ориентированного программного и информационного обеспечения сетевых информационных систем муниципального управления и местного самоуправления;
• использование федеральных и международных информационных ресурсов в системе муниципального управления и местного самоуправления и решение задач, возникающих при их использовании;
• обеспечение информационной безопасности функционирования сетевой информационной системы муниципального управления и местного самоуправления при взаимодействии с информационными рынками по сетям или с использованием иных методов обмена данными.
Информатик - менеджер управления проектами в своей подготовке специализируется на решения задач в области управления проектами на предприятиях и в организациях с ориентацией, прежде всего, на большие проекты, осуществляемые средними и крупными (в том числе и корпоративными) организациями. Здесь информатик - менеджер будет подготовлен к решению следующих профессиональных задач:
• внедрение информационных систем разработки, анализа и выбора проектов в общей системе стратегического управления предприятием, организацией;
• разработка и внедрение информационных систем управления процессом выполнения проекта;
• разработка и внедрение информационных систем управления процессом завершения проекта и оценки его эффективности;
• организация и управление проектом на всех его стадиях с применение информационной системы управления проектом;
• информационно-аналитическое сопровождение проекта и разработка предложений по совершенствованию системы управления проектами;
• решение проблем управления распределенными проектами, разработка и внедрение сетевых информационных систем управления проектами (корпоративные проекты, межрегиональные проекты, международные проекты);
• обеспечение информационной безопасности управления распределенными проектами при взаимодействии с информационными рынками по сетям или с использованием иных методов обмена данными.

Образовательная программа подготовки по специальности

Основная образовательная программа подготовки информатика - менеджера разработана на основании государственного стандарта специальности «прикладная информатика (по областям)» с учетом последних научно-технических достижений в области информатики и информационных технологий, а также в теории и практики мирового и отечественного менеджмента. Программа включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик. Программа расчитана на возможность успешного ее освоения выпускниками средних образовательных учреждений, получивших среднее (полное) общее образование. Нормативный срок освоения основной образовательной программы по специальности прикладная информатика в менеджменте при очной форме обучения – 5 лет.
Основная образовательная программа подготовки информатика - менеджера предусматривает изучение студентом пяти циклов дисциплин. В общей сложности, за период обучения специальности прикладная информатика в менеджменте, при специализации муниципальное управление, студент осваивает 66 дисциплин, а при специализации управление проектами – 69. Состав дисциплин представлен в виде структурно-логической схемы на рисунке.
Кроме того, в течение всего срока обучения студенты выполняют четыре курсовых работы и проходят учебно-ознакомительную практику, практику по информационным технологиям, практику менеджмента, экономическую практику и преддипломную практику на предприятиях г. Краснодара и Краснодарского края.
Обучение завершается итоговой государственной аттестацией, которая включает выпускную квалификационную дипломную работу (дипломный проект) и государственный экзамен. Аттестацию проводит Государственная Аттестационная Комиссия.

Обеспечение учебного процесса подготовки по специальности

Высокая эффективность подготовки специалиста информатика - менеджера на факультете управления Кубанского государственного университета достигается комплексным решением трех основных задач обеспечения учебного процесса.
Во-первых, решена задача кадрового обеспечения. В этом году на факультете управления создана и начала свою деятельность кафедра «управления системами и процессами», которая является выпускающей кафедрой по специальности «прикладная информатика в менеджменте». Профессорско-преподавательский состав новой кафедры включает одного доктора технических наук и четырех кандидатов наук по соответствующим областям, которые являются активно работающими учеными, руководят соискателями и участвуют в научных программах факультета и университета и реализуют свои научные программы.
Усилиями этих ученых, а также с участием ученых других ведущих кафедр факультета по специальности полностью подготовлена и продолжает совершенствоваться учебно-методическое обеспечение учебного процесса подготовки менеджера информатика.
Разработка и создание учебно-методического обеспечения является второй задачей, решение которой обеспечивает высокую эффективность учебного процесса. Учебный процесс по всем дисциплинам полностью обеспечен учебниками и учебными пособиями, идет разработка электронных самообучающих курсов и учебников, а также начата разработка и создание полного учебно-методического комплекса по специальности.
Третья задача связана с материально-техническим обеспечением преподавания дисциплин специальности. Основу материально технического обеспечения составляют компьютерные классы. Сегодня на факультете управления работает два компьютерных класса с современными рабочими станциями на базе процессоров Pentium IV и с GK-мониторами. В соответствии с планом развития материально-технического обеспечения учебного процесса все классы для практических занятий будут оснащены компьютерной техникой и другими средствами информатики. Кроме того, сегодня решается вопрос об открытии на факультете лаборатории информационных технологий и системного управления.
Все эти усилия факультета направлены на повышение эффективности учебного процесса.

Студент в учебном процессе подготовки по специальности

Организация учебного процесса строится так, чтобы уже с первого курса у студента формировалась активная позиция в образовательном процессе подготовке специалиста информатика - менеджера. Этого требует сама профессия, приобретаемая студентом при подготовке по специальности прикладная информатика в менеджменте. Менеджер – это, прежде всего, субъект во всех процессах своей профессиональной деятельности, поэтому студент, который хочет стать менеджером-информатиком должен не обучаться специальности прикладная информатика в менеджменте, а осваивать профессию менеджера информатика вместе с высшим образованием. Иначе говоря, студент в учебном процессе подготовки по специальности прикладная информатика в менеджменте является не объектом образовательной деятельности, а субъектом познавательной деятельности в широком смысле слова «познание». Преподаватель же теперь должен быть субъектом не образовательной деятельности, при которой объект деятельности студент, а преподавательской деятельности в широком смысле слова «преподавание». В этом случае объектом преподавания становится то, что является объектом познания в познавательной деятельности студента. А студент в своей познавательной деятельности должен познать, во-первых, сам познавательный процесс освоения профессии менеджера-информатика и высшего образования, во-вторых, систему профессиональных знаний, умений и навыков, определяющую специалиста менеджера-информатика с высшим образованием.
Создание активной позиции студента в учебном процессе обеспечивается тем, что в ходе изучения дисциплин на всех видах занятий применяются активные методы обучения. Студентам читаются проблемные лекции. Проводятся семинарские занятия, на которых студенты самостоятельно занимаются системным анализом информационных процессов в менеджменте. Практические и лабораторные занятия предусматривают решение конкретных задач менеджмента с применением информационных технологий. Со студентами проводятся деловые игры, разбор ситуаций из практики российских и зарубежных компаний. Кроме того, широко практикуется привлечение студентов к научно-исследовательской, проектно-конструкторской и учебно-методической работе кафедры управления системами и процессами. Ставиться задача охвата всех студентов этими видами работ. С этой целью при кафедре созданы творческие группы студентов, которые возглавляют ведущие ученые-преподаватели кафедры. На факультете созданы условия и для формирования студенческих обществ самими студентами для более эффективной реализации своих творческих способностей в освоении профессии менеджера-информатика и в совершенствовании материально-технической базы кафедры и факультета. Все это доступно студентам уже с первого курса. Реализуя эффективно эти возможности, студент уже на третьем курсе определяется с тематикой дипломной работы и активно трудится в выбранном направлении, так что уже на пятом курсе к началу дипломного проектирования у него есть все необходимые материалы для оформления качественной дипломной работы или проекта.

Перспективы трудоустройства и другие перспективы.

Время «чистых» компьютерщиков, системщиков и программистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, не занимающихся разработкой, созданием, производством и реализацией компьютерной техники и программного обеспечения заканчивается. Сегодня более требуется менеджер-информатик. Именно этот тип специалиста позволит решить кадровую проблему в системе контроллинга предприятий, который сегодня начинает повсеместно внедряться в средних, больших, и прежде всего корпоративных организациях. Контроллинг – это новая современная практика системно-комплексного управления, основанная на создании мощной информационно-аналитической поддержке системы менеджмента предприятия. Предприятия, фирмы, компании различных форм собственности, холдинги, промышленные группы в различных отраслях промышленности, агропромышленного комплекса, строительства, торговли и обслуживания населения, органы управления отраслями экономики, в том числе и структуры системы государственного и муниципального управления ждут сегодня выпускников факультета управления, получивших подготовку по специальности прикладная информатика в менеджменте и квалификацию менеджера-информатика. Наш выпускник может также трудоустроиться на предприятиях, занимающихся разработкой, созданием, производством и реализацией компьютерной техники и программного обеспечения. Ждет нашего выпускника и Кубанский государственный университет и не только в качестве работника, но и прежде всего для продолжения образования в аспирантуре, по другим смежным специальностям и на курсах по контроллингу и повышения квалификации менеджера-информатика в конкретных областях деятельности. Если работа с людьми вам по душе, и вы любите компьютер, то поступив на факультет управления по специальности прикладная информатика в менеджменте, вы сделаете правильный выбор.
Тема страницы:

Кафедра ОСИМ и БП:

10 последних новостей
Вход
Логин:

Пароль:


Запомнить меня
Вам нужно авторизоваться.
Забыли пароль?
Регистрация
Copyright КОСИМиБП © 2008
Работает под управлением WebCodePortalSystem v. 5.1
 

Страница сгенерирована за 0.033 сек..